"Троллинг по-английски" ("Экспонат для любопытных, или Из тайников музея")
Троллинг по-английски
В рамках проекта «Экспонат для любопытных, или Из тайников музея» каждый месяц Кобринский музей представляет посетителям единственный экспонат, для которого эта выставка является выходом в свет, так как ранее предмет не выставлялся. В июле для заинтересованных выбрана литография, которая является карикатурой на события Наполеоновских войн. Выбор экспоната продиктован следующими аргументами: во-первых, хотелось напомнить кобринчанам о том, что именно в Кобрине была одержана первая победа над войсками Наполеона 15 июля 1812 года; во-вторых с этой литографией связано много любопытных фактов. В фонды Кобринского музея литография с оригинальным названием "The Cossack Extinguisher" («Казачий огнетушитель») поступила в 1954 году из Государственного Русского музея в Ленинграде. Карикатуры, по сути вид троллинга, существовали во все времена. В Европе к началу XIX века искусство карикатуры стало своего рода интернациональным языком, а главным объектом нападок был Наполеон и французская армия. Особенно в этом изощрялись карикатуристы злейшего врага Бонапарта - Англии. На представленном сатирическом изображении, которое впервые появилось в Лондонском издании в 1813 году, бородатый улыбающийся казак, который внешне напоминает пирата или Карабаса-Барабаса. Он «укрывает» конической меховой шапкой крохотного Бони, именно так называли в Великобритании Наполеона Бонапарта. Полководец изображен в виде карлика в огромной шляпе, с перекошенным ртом. Во взгляде, в реплике Бонапарта – неподдельная ярость, сожаление о том, что презренные казаки разрушили все его надежды. Литография, которая была извлечена из фондов специально для выставки, была изготовлена в Санкт-Петербурге в 1886 году, входила в пятый выпуск труда Д.А. Ровинского «Материалы для русской иконографии». С 1884 по 1891 годы было издано 12 выпусков «Материалов»: собрание русских и иностранных гравюр, отображавших историю России. Гравюры из этого издания являются настоящими произведением гравировального искусства и в свое время вызвали широкий резонанс среди ученой элиты общества. Вышедший небольшим тиражом всего в 125 экземпляров, труд Ровинского в XIX веке был доступен лишь узкому кругу специалистов. В настоящее время полное собрание, включающее в себя все выпуски, почти не встречается. Кобринскому музею повезло: он является обладателем одиннадцати литографий из собрания Ровинского. |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.